- Но статистика нередко не отражает противоречивые процессы, реально происходящие в отрасли. Конкурентоспособность и рентабельность пока не стала системной гос политикой в построении новейшей экономики, отчего мучаются сначала российские предприниматели. Наша родина - страна с огромной территорией, и российские экспедиторы могли бы получать отличные доходы от транзита, но сейчас оформлением перевозок по Транссибу занимаются основным образом зарубежные компании, для русских нет соответственной нормативной базы. Транспортная составляющая перевозок меж Европой и Азией - $60 миллиардов. Практически вся она оказывается у зарубежных экспедиторов".
Еще одна неувязка отрасли - качество авто дорог. Как отметил президент Союза транспортников Виталий Ефимов, из-за отвратительного состояния дорожного покрытия скорость передвижения грузов в Рф равна приблизительно 300 км/день, в Европе этот показатель приближается к 1500 км/день.
"Одна из обстоятельств этого кроется в системе управления транспортом, которая сложилась в стране, - отмечает Ефимов. - До сего времени перевозки учитываются в тонно-километрах, которые поощряют накладные способы управления отраслью. Для исправления ситуации необходимы новые характеристики производительности подвижного состава, что позволило бы даже при сегодняшнем вагонном парке удовлетворять запросы клиентов. Высочайшая цена перевозок, низкая скорость и высочайшая аварийность объясняются и тем, что в стране еще велик парк автомобилей с низкими экологическими показателями и параметрами безопасности. Конкретно такие машины и делают основную статистику аварийности".
Что все-таки касается автомобилей, отвечающих нормам ЕВРО-5, то их всего 17%, и они недешевы. Феномен, но тягачи VOLVO, SCANIA и другие, которые стали создавать в Рф, оказываются на 20-25% дороже, чем те же модели, ввезенные и растаможенные по всем правилам. По словам президента Ассоциации интернациональных авто перевозчиков Евгения Москвичева, это одна из обстоятельств, по которой в Рф все уверенней ощущают себя зарубежные перевозчики. Только за 2009-2010 годы толика русских компаний в сфере интернациональных перевозок свалилась до 30%.
"Для исправления ситуации российскому правительству нужно смелее передавать функции регулирования в транспортной сфере проф публичным организациям, - выделил Евгений Москвичев. - В Аргентине 80% различного рода разрешений и лицензий выдают конкретно союзы перевозчиков. Да и сейчас в регулировании транспортной сферы можно почти все сделать. Так, нормативами отведено 100 дней для возврата НДС, но русские предприниматели могут добиваться его возврата полгода. Услуги различного рода околотаможенных структур в Рф в 10 раз дороже, чем в Казахстане и Беларуси. Это может стать критически принципиальным после 1 июля 2011 года, когда таможенное оформление экспортных и привезенных из других стран грузов совсем переместится на наружные границы государств Таможенного союза - в Беларусь и Казахстан. В итоге перевозчики предпочтут компании этих государств и переведут оформление грузоперевозок из Рф в примыкающие страны. Это уменьшит доходы русского бизнеса, но более суровыми могут стать длительные последствия".