Проект модернизации алжирского транспортного жд узла предугадывал строительство около 95 км новых жд путей (в том числе ветки до интернационального аэропорта Алжира), облагораживание станций, вокзалов, систем сигнализации и связи и т.д..
От имени правительства Алжира тендерные торги проводило агентство ANESRIF. Сначало ожидалось, что договор, срок выполнения которого рассчитан на три года, будет подписан в течение 2008 года. Но рассмотрение в Гос комиссии Алжира по торгам затягивалось, хотя срок деяния денежного предложения был ограничен и издавна истек. В 2009 году РЖД подписали и передали ANESRIF Декларацию порядочности, а в последний раз состояние проекта на высшем уровне дискуссировалось в конце 2010 года, когда президент Дмитрий Медведев посещал Алжир с официальным визитом.
Как отмечается в отчете РЖД за 1-ый квартал 2011 года, русская компания получила письмо от ANESRIF об аннулировании результатов конкурса "касательно проекта "Облагораживание пригородного жд транспорта г. Алжир". Монополия ждет, что в связи с этим Алжир может предъявить требование об оплате по тендерной банковской гарантии. В связи с этим РЖД сделали резерв на сумму 766,3 млн руб.
Банковская гарантия тендера - страховка для устроителя на случай, если договор не будет заключен по вине участника (в этом случае РЖД). Создание резерва для оплаты гарантии может указывать на то, что итоги тендера были отменены отчасти по вине РЖД. В самой монополии этот вопрос не смогли откомментировать, но подтвердили получение извещения от ANESRIF.
Как ранее писала РБК daily, президент Алжира Абдельазиз Бутефлика, комментируя три года вспять результаты тендера, пожаловался, что "есть маленькая неувязка с ценой". По воззрению аналитиков, это и могло стать предпосылкой сегодняшней ситуации. "Может быть, аннуляция договора связана с возникновением другой компании (страны), которая в состоянии сделать то же, но дешевле", - считает Екатерина Андреянова, аналитик Ray, Man & Gor Securities.
В свое время РЖД строили принципиальные планы по расширению бизнеса в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В 2008 году компания растеряла договор в Саудовской Аравии. Сейчас, принимая во внимание действия в Ливии, у их остался в этом регионе всего один проект - электрификация жд ветки Тебриз - Азаршахр в Иране. Невзирая на это, по воззрению аналитиков, утрата проекта в Алжире не окажет существенного воздействия на деятельность РЖД. "Пока компания не понесла существенных издержек по этому проекту. Не считая того, по сопоставлению с общими доходами компании сумма этого договора невелика. Но почти во всем это был имиджевый проект", - гласит г-жа Андреянова.
"Может быть, РЖД не теряют надежды на возобновление отношений с Алжиром и потому закладывают сумму гарантии в бюджет", - считает Дмитрий Магоня, партнер юрфирмы Art de Lex.