В марте 2010 года глава ФТС без разъяснения обстоятельств отдал приказ закрыть Выборгский и Пискаревский терминалы. В приказах сказано просто: «В целях совершенствования структуры таможенных органов». В интервью «Деловому Петербургу» сначала мая 2010 года начальник СЗТУ Назип Галикеев заявил: «В согласовании с таможенным законодательством РФ мы имеем право создавать, реорганизовывать и устранить региональные таможенные посты». И все. На вопрос, что делать компаниям, которые вложили 10-ки миллионов баксов в таможенно-логистические комплексы, Галикеев ответил: «Они могут работать […] как склады временного хранения».
По словам хозяев терминалов, такое перепрофилирование востребует дополнительных издержек, а инвестиции в таможенные комплексы пропадут (сроки окупаемости проектов 8-10 лет). Для «Транссферы» ситуация еще ужаснее. «Наш терминал сконструирован специально для таможенного дизайна, и его нереально переработать под другие задачи», - сокрушается Сергей Скорик. Уже год его мощности простаивают. Употребляется только маленькая часть - один склад и офисное здание. «Стерх» пробует приспособить собственный терминал под рыбный холодильный склад. По оценкам профессионалов, после утраты таможенного поста убытки от простоя обходились терминалам от 200 до 500 тыщ рублей в день.
При всем стремлении ФТС (словестно) переносить таможенное оформление на границы, этот процесс идет очень вяло. Инфраструктура, нужная для расширения деятельности, отсутствует, при этом таможенное оформление в домодедово работает отлично. По словам президента Северо-Западной Ассоциации транспортно-логистических комплексов Андрея Белоногова, после истории с закрытием постов в Петербурге отыскать личных инвесторов для строительства приграничных терминалов фактически нереально: «Никто уже таможенной службе не верует и рисковать не хочет». С весны прошедшего года на границе с Финляндией открылся только один маленький таможенный терминал компании «Восход» (2-ая очередь старенького терминала), способный пропускать менее 120 машин в денек.
Усилия ФТС приметны только в одном виде деятельности - жонглировании таможенными постами, переносе их с одних мест на другие. Но именовать это реализацией Концепции нереально, так как к границам таможенное оформление не приближается. Функции закрытых постов «Выборгский» и «Пискаревский» были перенесены приемущественно на южные петербургские посты - еще далее от границы. С постом «Южный» вышел и совсем смешной рассказ - его перенесли на 300 метров, с терминала «Совавто» на площадку строившегося терминала «Руслан».
При всех этих переносах ФТС не хлопотала не только лишь об ускорении процедуры дизайна, но даже о сохранении прежних темпов. Закрытые посты «Выборгский» и «Пискаревский» выпускали в денек около 600 грузовиков, а заменивший их в апреле пост «Южный» мог обрабатывать не более 170 машин. К декабрю площадка «Совавто» в 25 га вмещала уже 800 грузовиков - против сотки с маленьким у «Руслана», с площадью стоянки всего 3 га. Это и создавало очереди, которые до сего времени составляют порядка 4 суток. «Я бы уволил директора, если б на моем терминале машину оформляли более суток», - вспоминает о красивых временах Сергей Скорик.
Меж тем за год, прошедший с начала чехарды с постами, выявилась одна любознательная закономерность - ликвидируемые посты вновь раскрывались на терминалах различных компаний, но больше всего везло одной - ФГУП «РОСТЭК». Такая закономерность порождает еще одну очень любопытную версию настоящих мотивов действий ФТС.