Малышев отметил, что договоренность была достигнута, но вот условия не совершенно адекватны. «Мы согласились на эти условия, так как нам необходимо как-то вывозить заготовленную продукцию, - гласит Иван Евгеньевич. - Но пошли на такие условия контракта от безысходности. Стальная дорога согласилась предоставить нам вагоны: из Нижнего Новгорода вышел состав из 350 вагонов, но это не решит делему с вагонами». По словам Ивана Малышева, на стальной дороге согласились увеличивать стоимость на аренду вагона не на 30 - 40% от тарифа, установленного РЖД, а только на 10 - 15%. Не считая того, на стальной дороге заверили лесников, что сейчас рассмотрение заявок на вагоны будет проходить не подольше 6 дней, а поставка самого подвижного состава - в течение 10 дней с момента заключения контракта.Со слов Малышева, на прошедшем совещании представителями стальной дороги чуть не прямым текстом лесникам было сказано, что те, кто согласится на условия РЖД и заключит контракт с компанией «ТрансЛес», получат вагоны. А кто не согласен, могут продолжать далее «митинговать с коммунистами». «Железная дорога ускорила сроки рассмотрения договоров, гарантировала, что по заключенным договорам вагоны будут предоставляться. Согласились на увеличение аренды на 10 - 15 %, а не на 30 - 40%, как было установлено вначале, - продолжает Иван Малышев. - Но есть несколько особенных деталей, которые делают очень большой риск для лесоперерабатывающих предприятий». Как отметил Иван Евгеньевич, одним из таких рисков является странноватый пункт контракта, в каком говорится, что штраф за задержку вагона стальной дорогой будут взимать с грузоотправителя.
«Риски по поводу отношений обладатель вагонов - заказчик - перевозчик очень перекошены. На сегодня обладатель вагонов «ТрансЛес» на 100% является дочерней компанией РЖД. У их полная связь и взаимозависимость. Выходит, что чем ужаснее стальная дорога повезет груз либо чем подольше она будет держать вагон в каком-нибудь тупике, тем больше сумеет заработать, выставив штраф за обычный вагона грузоотправителям!» - считает Малышев. Как растолковал Иван Евгеньевич, за каждый денек простоя вагона с их могут востребовать штраф в 1400 руб. «Допустим, если из Опарино в Киров вагон по договору должен идти 3 денька, а его продержат в каком-нибудь тупике еще неделю, то за этот обычный, в котором грузоотправитель не повинет, с нас потребуют штраф 1400 руб. за каждый денек простоя. Это самый реальный феномен! Естественно, есть ситуации, когда в обычное вагона повинет грузоотправитель, и платить в этом случае было бы справедливо, но почему мы должны рассчитываться за то, что стальная дорога кое-где задержала вагон?»
Не считая этого штраф могут взыскать и за повреждение вагона, находящегося в пути. Платить его тоже будут грузоотправители, а не перевозчики. «Еще у перевозчиков увеличенный срок исковой давности - 3 года. Тогда как мы имеем право предъявить претензии к перевозчику только в течение полугода. Выходит, что они могут накапливать претензии в течение 3-х лет, а позже сходу, всей суммой, выставить нам штраф, - в сердцах гласит Малышев. - Для лесозаготовительных компаний окончательная сумма штрафа возможно окажется «неподъемной» и привести к банкротству. Эти пункты контракта вызвали у нас жаркие споры. В протяжении 2-ух часов мы пробовали условиться с представителями «ТрансЛеса», но в конечном итоге они настояли на том, что эти пункты контракта останутся без изменений».
В компании «ТрансЛес» нам отказали в каких-то комментах. «Почему мы должны комментировать условия наших договоров? Тем паче прессе? - возмутился генеральный директор «ТрансЛеса» Сергей Кривов. - Это - чисто коммерческий вопрос. Клиенту, который заключил с нами контракт, мы можем дать комменты. А прессе - нет. Это не в наших правилах. Мы работаем с клиентами впрямую и никакие посредники нам не нужны».